Характеристика образа Хлестакова из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Хлестаков — мелкий петербургский чиновник. Он является центральным героем комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Именно через отношения с ним раскрываются характеры других персонажей, и предстаёт картина служебных злоупотреблений городничего и чиновников уездного города. Характеристика образа Хлестакова — это описание типического характера, воплощающего целое явление, которое позже назвали «хлестаковщиной».

Значение фамилии

Хлестакова звали Иван Александрович, а фамилия у него была «говорящая», произошедшая от слова «хлестать», у которого несколько смыслов и оттенков, например, таких: врать, пустословить. Слово «хлеско» означает нахал, повеса, волокита, а слово «хлестун» — праздный шатун, тунеядец. Таким образом, автор сделал так, что смысл фамилии Хлестакова раскрывает основные черты его характера: умение бойко врать, пустословие, нахальное волокитство, нежелание трудиться и приверженность к праздности.

Происхождение, общественное, семейное и материальное положение, возраст

Хлестаков — человек лет двадцати трёх. Он принадлежит к дворянскому сословию. Его родители живут в Саратовской губернии, туда и держит путь Хлестаков.

В Петербурге он служит в канцелярии одного из департаментов, носит чин коллежского регистратора, то есть он был чиновником самого низшего класса. Скорее всего, Хлестаков занимал должность чиновника для письма, о которой пренебрежительно отозвался, когда врал жене городничего о своей роскошной жизни в Петербурге.

Иван Александрович Хлестаков не женат, у него почти постоянно нет денег, так как он их очень быстро тратит на различные удовольствия и проигрывает в карты. Отец сердит на Хлестакова из-за того, что тот не добился успехов по службе, поэтому вызвал его к себе в Саратовскую губернию, в свою деревню.

Описание внешности и манер, речевая характеристика

Гоголь в «Замечаниях для господ актёров» сообщает, что Хлестаков — «тоненький, худенький» молодой человек, одетый по моде. Добчинский, когда передавал впечатление о приезжем, сказал, что он шатен, и что у него «глаза такие быстрые, как зверьки».

Иван Александрович ведёт себя с людьми по-разному. Со своим слугой Осипом он не церемонится, обзывает «грубым животным», «дураком», «скотиной». Зато с трактирным слугой, надеясь получить обед, он вежлив, называет его «любезным», «братцем», спрашивает о здоровье. Перед женой городничего он рисуется, желая произвести на неё выгодное впечатление.

Для речи Хлестакова характерна смесь просторечия с возвышенным стилем, которым, как он думает, говорят светские люди в Петербурге. В разговоре с женой и дочерью городничего он изрекает те немногие французские слова, которые знает. Марья Антоновна от этого была в восторге. «Вы говорите по-столичному», — замечает она.

Хлестакова его речь характеризует как глуповатого человека, который не может сосредоточиться. В разговоре он перескакивает с одного предмета на другой, часто не заканчивает фразы. Он произносит много лишних слов, что показывает свойственную ему «лёгкость необыкновенную в мыслях».

Жизненные цели и интересы

Хлестаков никаких жизненных принципов и идеалов не имеет, все его интересы заключается только в том, чтобы получать от жизни удовольствия. Он любит праздную жизнь, игру в карты, прогулки по проспекту, посещение театров, любит модно одеться, вкусно поесть. После роскошного завтрака в богоугодном заведении довольный Иван Александрович говорит городничему: «Люблю поесть. Ведь на то живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия». Хлестаков мечтает лишь о том, чтобы эти удовольствия были непрерывными, но это у него не получается. Получив от отца деньги, он в одну неделю растрачивает их на эти самые удовольствия: езду на извозчике, посещения театра, модную одежду и тому подобное. Его слуга Осип в монологе досадует на своего барина, что тот по дороге из Петербурга к отцу в Саратовскую губернию в каждом городе останавливался в лучшей комнате гостиницы, заказывал самый лучший обед и играл в карты. В Пензе Хлестаков прокутил последние деньги (проиграл в карты пехотному капитану) и, приехав в уездный город, поселился в гостинице уже не в лучшем номере, а «в пятом номере, под лестницей». Живёт там уже вторую неделю и ни копейки не платит.

Характер, поступки

О характере Хлестакова читатели и зрители сначала узнают из монолога Осипа. Слуга рассказывает о жизни в Петербурге, о легкомыслии своего хозяина, которое является отличительной чертой Хлестакова. По дороге в Саратовскую губернию ветреный Хлестаков прокутил последние деньги и сейчас не может уехать из гостиницы, потому что у него нет денег на дорогу, и он надеется, что отец пришлёт ему сюда деньги. А пока хозяин гостиницы не даёт обед Хлестакову, так как тот не платит ни за обеды, ни за номер.

Взбалмошность и сумасбродность этого героя видны из его поведения в эпизоде с трактирным слугой. Чтобы получить обед, он подольстился к трактирному слуге, называя его «братцем», «любезным». А получив обед, Иван Александрович бранит его и называет дураком, заодно ругает и хозяина гостиницы.

Чиновники приняли Хлестакова за ревизора, потому что городничий получил от знакомого известие о том, что приехал ревизор для осмотра всей губернии, что он представляется частным лицом и, возможно, уже живёт в уездном городе инкогнито.

Узнав, что приезжий в гостинице живёт уже вторую неделю и не платит хозяину гостиницы, городские помещики Бобчинский и Добчинский, а за ними и чиновники с городничим, приняли его за ревизора.

И вот тут начинают проявляться основные черты характера Хлестакова.

Его трусоватость видна из его поведения при посещении гостиницы городничим. Хлестаков боится, что городничий упрячет его в тюрьму за неоплаченные обеды. Он бледнеет, съёживается и даже немного заикается от страха, но потом начинает бодриться и критикует обед. А когда испуганный городничий предлагает ему переехать с ним на другую квартиру, Иван Александрович решил, что он намекает на тюрьму, стал храбриться и угрожал пожаловаться министру. Так, несмотря на свою трусливость, Хлестаков проявляет напор и нахальство, и городничий думает, что это точно ревизор.

Иван Александрович любит ухаживать за дамами, он отъявленный волокита. Поселившись в доме городничего, Хлестаков начал ухаживать не только за его дочкой Марьей Антоновной, но и за его женой Анной Андреевной. Хлестаков делает предложение руки и сердца дочке городничего, скорее всего, совершенно искренне, так же, как искренне и вдохновенно он врёт о своей роскошной жизни в Петербурге. В этом действительно видна его «лёгкость необыкновенная в мыслях». Он не задумывается над своими словами и поступками.

Вообще этот герой не лжёт сознательно, с расчётом, а становится всё смелее в своём хвастовстве под влиянием благоприятных обстоятельств. Он в восторге, что его слушают с большим вниманием, и начинает лгать с ещё большим вдохновением, рассказывает различные небылицы. Например, Хлестаков утверждает, что он «с Пушкиным на дружеской ноге», что сам написал множество сочинений и статей.

Этот герой понимает свою ничтожность и, желая самоутвердиться, лжёт всё смелее. Хотя он начинает догадываться к концу пьесы, что его принимают за какое-то значительное лицо, но не желает в этом разубеждать окружающих. И только то, что Осип советует Хлестакову поскорее уезжать из города, спасает этого хвастуна от больших неприятностей.

Таким образом, в общении Хлестакова с окружающими проявляются основные его черты характера:

  • легкомыслие;
  • трусоватость и, в то же время, нахальство;
  • волокитство, неравнодушие к женскому полу;
  • глупость;
  • хвастливость;
  • умение бойко врать.

Взаимоотношения Хлестакова с чиновниками уездного города

Увидев внимание и обожание со стороны чиновников к своей персоне, Хлестаков даже не подозревает причину такого отношения к нему. Он просто пользуется обстоятельствами и, когда чиновники, а с ними и городские помещики Добчинский и Бобчинский, пришли к нему представляться, начал собирать с них деньги взаймы. Причём Хлестаков не собирался их просить: просто, увидев, что судья Ляпкин-Тяпкин уронил от волнения деньги на пол, он попросил у него их взаймы, и судья с удовольствием их дал, считая, что дал взятку ревизору.

Затем, получив так легко деньги, Хлестаков просит их взаймы и у других чиновников (у почтмейстера Шпекина, смотрителя училищ Хлопова, попечителя богоугодных заведений Земляники) и даже у городских помещиков Бобчинского и Добчинского.

Чиновники, отдавая ему деньги, считают, что откупились от ревизора взятками. А глуповатый Хлестаков всё ещё не догадывается, что ему дали взятки. Он считает, что «чиновники эти добрые люди; это с их стороны хорошая черта, что они мне дали взаймы».

Хлестаков вообще быстро освоился при общении с чиновниками. Он предлагал Хлопову сигару, расспрашивал его, кто ему больше нравится — брюнетки или блондинки, и, в конце концов, попросил у совсем оробевшего Хлопова взаймы 300 рублей. А когда Земляника, наябедничав на других чиновников, рассчитывал улизнуть, не дав взятки, Хлестаков возвратил его и попросил 400 рублей взаймы.

Городничий и чиновники приняли Хлестакова за ревизора, потому что узнали, что ревизор, возможно, уже живёт инкогнито в их городе, и страх помешал им разглядеть в Хлестакове пустого, ничтожного человека.

Вывод

Загадка характера Хлестакова, главного героя комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор», объяснялась автором в «Предуведомлении для тех, которые желали бы сыграть как следует „Ревизора“». Гоголь говорит, что ничтожный Хлестаков, видя угодливость городничего и чиновников, «вдруг развернулся неожиданно для самого себя». Он долго не догадывался, почему к нему такое уважение, и чувствовал только удовольствие от угождения окружающих. «Он разговорился, никак не зная в начале разговора, куда поведёт его речь. Темы для разговора ему дают выведывающие. Они сами как бы кладут ему всё в рот и создают разговор». Гоголь подчёркивает, что Хлестаков, не имея желания обманывать, позабывает, что лжёт, и ему кажутся его небылицы правдой.

Характеристика Хлестакова показывает, что у этого героя много качеств, которые отнюдь не пустые и не глупые люди могут найти и в своём характере.

Новаторство Гоголя состоит в том, что в своей комедии он представил образ Хлестакова как простодушного лжеца, а не интригана, какой обычно в те времена присутствовал в комедиях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.