Образ Плюшкина в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души», в отличие от других помещиков, изображённых в этом произведении, не является типичным. Даже Чичиков, «немало всего рода людей» видавший, «такого ещё не видывал». Характеристика Плюшкина показывает, что этот помещик является одновременно и накопителем, и расточителем.
Содержание
Портрет: описание внешности, речь, манеры
Как звали Плюшкина, автор не указал, но понятно, что его имя Степан, ведь его старшую дочь звали Александра Степановна. Этому герою шёл седьмой десяток лет.
Узнав от Собакевича, что у Плюшкина крестьяне мрут, как мухи, так как он своих крепостных морит голодом, Чичиков приехал к Плюшкину в деревню. Встретив хозяина, он не мог «распознать, какого пола была фигура: баба или мужик». Одежда на ней была похожа на женскую, но голос показался Чичикову несколько сиплым для женщины. В конце концов он решил, что это ключница. Но и ключница, пожалуй, не надела бы то тряпьё, которое было на этом владельце большого поместья и тысячи с лишком душ: на его халате «рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идёт на сапоги». На шее вместо галстука у него было что-то повязано: то ли подвязка, то ли чулок, то ли набрюшник.
Плюшкин был худощав, подбородок у него выступал далеко вперёд. Глаза, которые, по известному выражению, — зеркало души, у Плюшкина автор сравнивает с мышами. Маленькие его глазки «бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши», которые «высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка».
Выражение его лица всё время заботливое. Когда он был в недоумении или задумывался, то жевал губами, будто ел.
Своих дворовых людей Плюшкин постоянно ругал, они не могли ему угодить. При разговоре с Чичиковым этот помещик всё время жаловался на нищету.
Описание усадьбы, деревни, дома
Поместье Плюшкина большое, но в нём царило запустение. Избы в деревне ветхие. Окна изб были без стёкол, а крыши походили на решето. Возле изб виднелись клади застоявшегося господского хлеба, на которых росли какие-то растения и даже кустарники.
Здесь были 2 сельские церкви, они стояли рядом: опустевшая деревянная и каменная, вся испятнанная и истрескавшаяся.
Господский дом очень длинный, местами в один этаж, местами в два. Окна дома, кроме двух, были забиты досками или закрыты ставнями. За домом находился большой заросший старый сад, только он и оживлял и освежал деревню Плюшкина.
Во дворе помещичьего дома стояло множество амбаров, погребов и других строений, все они были ветхими.
Пройдя в господский дом, Чичиков был поражён интерьером тёмной комнаты: она вся была заполнена пыльной мебелью. На бюро лежало множество всякой всячины: ручка кресла, засохший лимон, кусочек сургучика и тому подобный мусор. В углу была покрытая пылью «куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах».
Характер
Плюшкин — пример того, как скопидомство и скупость разрушают личность человека, его кругозор сужается, но увеличивается подозрительность и мелочное крохоборство. Жизненная цель такого человека — копить всё, что попадается на глаза.
Образ жизни Плюшкина — это постоянные поиски всяких мелких негодных предметов на улице и складывание их в комнате. Такие занятия занимали всё его время, а на главные части хозяйства он не обращал внимания. Поэтому работа его крепостных крестьян идёт насмарку: зерно гниёт, припасы продуктов портятся. А в это время крестьяне голодают, да и сам помещик недоедает. Плюшкина ничего не интересует, кроме собирания ненужных вещей и их охране — ведь он всех подозревает в воровстве.
Непомерная жадность вытеснила в помещике все человеческие чувства, и он безразлично относится к тому, что его крестьяне умирают от голода или сбегают.
Биография
Главу шестую, в которой рассказывается о Плюшкине, Гоголь считал одной из самых трудных. Чтобы показать причину того, как мог этот герой опуститься так низко, автор сообщает его биографию, «историю его болезни», имя которой — скупость.
Оказывается, Плюшкин раньше был опытным, трудолюбивым, предприимчивым, умным человеком. Соседи иногда заезжали к нему побеседовать, поучиться «хозяйству и мудрой скупости». А потом развалилась его семья, и всё пошло прахом. После смерти жены Плюшкину пришлось самому заниматься мелкими хозяйственными заботами. От этого, а также от одиночества его несколько скупой характер обострился, усилилась подозрительность.
Потом из родного дома уехали его сын и старшая дочь, а младшая умерла. Плюшкин остался единственным хранителем своих богатств. Всепоглощающая страсть к накопительству и подозрительность — причина того, что Плюшкин перестал общаться с соседями и разорвал отношения с сыном и дочерью. Своих детей он считал расхитителями его имущества.
Полное одиночество развило у богатого помещика непомерную скупость и жажду стяжательства. Он перестал отличать важное от мелочей, полезное от несущественного. Плюшкин стал очень неуступчив в торгах, поэтому покупщики перестали у него покупать сено, зерно, холсты, сукно. Всё это добро стало ветшать, гнить, а мука превратилась в камень.
Отношение Плюшкина к предложению Чичикова
Предложение Чичикова платить подати за всех крестьян Плюшкина, умерших после последней ревизии, повергло помещика в изумление и радость. Но быстро исчезла эта радость, показавшаяся на его «деревянном лице», и оно снова приняло заботливое выражение. На предложение Чичикова совершить на мёртвые души купчую крепость как на живые Плюшкин отреагировал уже не так радостно: «Ведь вот купчую крепость — всё издержки».
Услышав от Чичикова, что издержки по купчей он возьмёт на себя, Плюшкин подумал, что гость совершенно глуп. От радости помещик пожелал Чичикову «всяких утешений» и даже хотел угостить его чаем с сухарём из кулича и ликёром из графинчика, который был весь в пыли, однако обрадовался, когда Чичиков от угощения отказался.
Затем Плюшкин переписал на бумаге всех умерших крестьян, потом спросил, нет ли у Чичикова приятеля, которому бы нужны были беглые души. Чичиков предложил за беглую душу 25 копеек, но помещик запросил 40 копеек. Начался торг, в результате Плюшкин согласился на 30 копеек. Получив деньги за 78 беглых душ, он очень осторожно уложил их в ящик бюро.
После отъезда неожиданного благодетеля помещик на радостях решил совершить невиданный для такого скряги поступок: в наследство Чичикову Плюшкин хочет оставить карманные часы.
Отношение Чичикова к Плюшкину
Хотя Чичиков был ошарашен тем, что богатейший помещик выглядит, как нищий, он довольно быстро придумал, как объяснить причину своего визита (якобы наслышавшись о его экономии и разумном управлением имениями, «почёл за долг познакомиться»).
Затем Чичиков прикинулся добрым и участливым человеком, очень ловко повернул беседу с помещиком на то, что его интересовало. В итоге Чичиков приобрёл у Плюшкина много мёртвых душ бесплатно, да ещё очень дёшево купил беглые души. «Такое неожиданное приобретение было сущий подарок», и Чичиков уехал «в самом весёлом расположении духа».
Авторская характеристика
В поэме «Мёртвые души» от одной главы к другой нарастает обличительно-сатирический пафос автора. О Плюшкине Гоголь говорит, что «подобное явление редко попадается на Руси», что этот скряга превратился «в какую-то прореху на человечестве».
Рисуя образ Плюшкина, писатель задаётся вопросом: почему этот человек опустился так низко? Для ответа на этот вопрос Гоголь немного изменил план, по которому рассказывал о помещиках в других главах, и рассказал биографию Плюшкина.
Автор показал, что в Плюшкине всё же осталось что-то человеческое. Чичиков спросил помещика, есть ли у него в городе знакомый, чтобы совершить купчую крепость. Оказалось, что из прошлых друзей у него остался в живых один — председатель платы, его школьный друг. Старик вспомнил свою юность, «и на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то тёплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства». Это показывает, что в его душе, порабощённой страстью к наживе, осталась крошечная, но живая её часть. Гоголь считал, что человек, который сохранил искорку живой души, может возродиться, и собирался показать в следующих частях поэмы историю возрождения души Плюшкина.
Вывод
Николай Васильевич Гоголь, изобразив в поэме «Мёртвые души» образ Плюшкина, показал, что необузданная страсть к стяжательству постепенно губит душу человека, убивает его чувства.
Показав бесчеловечную страсть этого героя, писатель призывает юношей, начинающих свой жизненный путь, забирать с собой все человеческие чувства. «…Не оставляйте их на дороге, не подымете потом!» — восклицает Гоголь.