Один из самых «густонаселенных» романов в истории не только русской, но и мировой литературы, роман-эпопея Льва Толстого «Война и мир», изобилует всевозможными персонажами, которые можно охарактеризовать по-разному. Однако характеристика образа Николая Ростова — это перечень исключительно положительных качеств и благородных поступков.
Содержание
Толстой даже изменил себе
В «Войне и мире» вся семья Ростовых — это воплощение представлений Льва Толстого об идеальном бытовании. Но Николай Ростов — средоточие качеств, которыми должен обладать идеальный человек.
Ради того, чтоб подчеркнуть идеальность Николая Ростова, Толстой даже изменил одному из своих основополагающих принципов, используемых при написании романа. Если большинство персонажей созданы автором на основе противопоставления, когда некрасивые внешне люди оказываются прекрасны душой, а красивые — бесчестны и аморальны, то Николай Ростов идеален во всем. Литератор описывает его как красивого юношу, с восторженным выражением лица.
В отличие от множества представителей высшего света, Николай Ростов всегда честен, искренен, в нем напрочь отсутствуют поза, даже малейшие попытки «показать себя». Просто в его природе нет чего-то такого, что делает людей лживыми, наигранными.
Впрочем, Лев Николаевич Толстой не делает своего персонажа совсем уж идеальным. Он в отличие от Андрея Болконского не наделён острым умом, и в отличие от Пьеры Безухова не наделён обостренной интуицией и сформированным благодаря ей особым мироощущением. Андрей Болконский, говоря о Николае Ростове, употребляет эпитет «простодушный».
Но в образе Николая Ростова Льву Толстому было важно показать, как в этом мире может жить абсолютно честный и абсолютно искренний человек.
Трудный путь к счастью
Но хотя Николай Ростов — персонаж очень приближенный к идеалу, автор романа не даёт ему легкой судьбы.
Несчастна первая любовь, пережитая Николаем: молодой человек влюбляется в свою троюродную сестру Соню — молодую девушку без приданого. Но обстоятельства складываются таким образом, что молодые люди не могут быть вместе.
Будучи в начале романа человеком гражданским, студентом, Николай осознаёт, что он не годится для чиновничьей и дипломатической службы, так как не умеет скрывать того, что чувствует. Оставив учёбу, Николай идёт в армию. И на военной службе проявляет себя не как карьерист, а начинает с нижних чинов, постепенно покоряя служебную лестницу.
У всех значимых персонажей романа «Война и мир» (особенно — у положительных) есть в их бытовании в произведении некий переломный момент, после которого жизнь персонажа кардинально меняется. Например, для Наташи Ростовой — это смерть Андрея Болконского, для Пьера Безухова — встреча с Платоном Каратаевым. А вот для Николая Ростова — это Шёнграбенское сражение. Он на поле боя переживает и момент слабости, когда, будучи контуженным, бросает во врага пистолет вместо того, чтоб стрелять. Но самое главное — осознание Николаем сущности войны как массового убийства, где его молодая жизнь может закончиться в любой момент.
Покой в награду
Лев Николаевич Толстой вознаградил своего персонажа за его честность, искренность и предельную порядочность любовью на всю жизнь и спокойной, сытой жизнью преуспевающего помещика. Оказавшись в деревне Богучарово, когда к ней подходили французы, он помог выбраться оттуда княжне Марье Болконской. Николай Ростов был влюблен в княжну Марью, но стеснялся своих чувств, боясь быть заподозренным в желании вступить в брак по расчёту. Ведь княжна Марья была довольно богата. Но оказалось, что чувства молодых людей взаимны.
Расстается читатель с Николаем Ростовым, когда тот уже — в статусе преуспевающего помещика и счастливого многодетного отца, ожидающего очередного пополнения в большом семействе.
Стоит отметить, что Лев Николаевич Толстой, сам — многодетный отец, награждает благом обильного деторождения наиболее симпатичных ему персонажей. В частности, у Наташи Ростовой и Пьера Безухова родились четверо детей.
Вывод
Создавая образ Николая Ростова, Толстой, скорее всего, хотел смоделировать бытование такой добродетели как предельная и исключительная честность в условиях своей художественной реальности, населенной разнообразными персонажами. Прототипом персонажа считается отец писателя, что обусловило и выбор имени.
Исследователи творчества Толстого отмечают, что заложенные в образе Николая Ростова черты писатель развивал и в персонажах своих более поздних произведений. В частности, в образе Левина в «Анне Карениной» и Нехлюдова в «Воскресении».