Характеристика образа Маргариты из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» — знаковое событие в русской литературе 20-го века. Михаил Афанасьевич Булгаков в своём произведении поднял множество тем, остающихся актуальными и по сей день. Среди них — противостояние добра и зла, тема свободы творчества, а также любовь, способная преодолеть все преграды. Характеристика образа Маргариты, одной из главных героинь романа, поможет читателю понять мотивы поступков искренне любящей женщины.

Маргарита до встречи с Мастером

Маргарита Николаевна — возлюбленная Мастера, одного из главных героев романа. Автор описывает её как очень красивую женщину с короткими завитыми волосами. Она замужем с 19-ти лет, но детей у неё до сих пор нет. Обладая множеством положительных качеств, таких как ум, решительность и уверенность в себе, Маргарита, тем не менее, очень одинока и несчастна в браке. Её муж — влиятельный и богатый человек, который очень любит свою жену, но эта любовь не взаимна. Большой особняк и достаток, в котором живёт героиня, не могут скрасить её скучные и однообразные дни. Она не работает и не занимается домашним хозяйством. Маргарита лишь чувствует себя птицей в золотой клетке, ей незачем жить. Она говорит, что «отравилась бы, потому что её жизнь пуста». Все это время героиня жаждет обрести любовь, нерастраченные чувства в её сердце не находят выхода и просто ждут своего часа.

Новая любовь

После того, как Мастер появляется в жизни Маргариты, женщина стремительно преображается, она влюбляется в него с первого взгляда. У Маргариты появляется стимул для жизни, так как этому человеку необходима её забота. Новая любовь поглощает её без остатка, она растворяется в любимом мужчине: готовит ему завтраки, шьёт, помогает писать и вычитывать роман. Желания Мастера становятся её собственными желаниями. Она любит в Мастере не только мужчину, но и писателя. Она восхищается его писательским талантом, его романом о Понтии Пилате. Неудивительно, что весть о негативной критике отрывка романа ранит её так же сильно, как и Мастера. Однако, она реагирует на новость не так, как писатель. Маргарита разгневана и уязвлена, и даже грозится отравить критика.

Спасение любимого

Психика Мастера не выдерживает напряжения, он в приступе гнева сжигает рукопись романа, понемногу начинает сходить с ума, и затем попадает в психиатрическую клинику. Маргарита не знает о том, что любимый в больнице. Для неё он просто исчез, пропал, она не представляет, где его искать. Её поиски продолжаются около полугода. Измученная горем Маргарита начинает увядать. Сейчас она готова на всё, даже заключить сделку с дьяволом, лишь бы узнать, что случилось с Мастером. И судьба ей предоставляет такую возможность.

Она встречает в парке Азазелло, слугу Воланда, который говорит о том, что его хозяин может помочь её беде. Маргарита встречается с мессиром, он обещает ей спасти возлюбленного, но взамен требует одну услугу: женщина должна стать хозяйкой его бала. Конечно, Маргарита соглашается, так как это последний шанс найти и спасти Мастера.

Маргарита отыграла безупречно роль хозяйки бала. Присутствовать на нём было нелегко: женщина постоянно испытывала душевную и физическую боль. Наряд причинял ей страдания, публика вокруг была совершенно странной и очень пугала её. Но Маргарита держалась с королевским достоинством, ведь от неё зависела судьба Мастера. На этом балу она встретила женщину по имени Фрида, которая была наказана за убийство своего ребёнка. Каждое утро она видит на столике носовой платок, которым в тот роковой день она удушила ребёнка, и очень страдает от этого. Маргарита пожалела Фриду и убедила Воланда простить бедную женщину. После бала мессир был восхищен стойкостью Маргариты. Он сдержал своё слово, вернул женщине любимого, а Мастеру — его сожжённую рукопись, и даровал возлюбленным вечный покой.

Прототип

Считается, что в реальной жизни у героини романа был прототип — третья супруга Михаила Афанасьевича Булгакова Елена Сергеевна. Именно она была с писателем до конца его дней, а затем после его смерти собирала рукописи, редактировала их. Елена Сергеевна более 20-ти лет добивалась публикации романа, так как в нём было очень много запретных для советской литературы тем. По свидетельствам биографов Михаила Афанасьевича Булгакова известно, что он называл жену не иначе как «Моя Маргарита». Отдельные черты характера булгаковская Маргарита получила от героини Гретхен из трагедии «Фауст» Гёте. Гретхен является романо-германским вариантом имени «Маргарита».

Вывод

Любовная линия, описанная автором, делает это произведение ещё более многогранным и интересным, а так же эмоциональным и гуманным. Образ Маргариты, женщины любимой и любящей, показывает читателю, что для искренних чувств нет никаких преград. Маргарита — воплощение женственности, любви, искренности. Обладая сильным, решительным и настойчивым характером, Маргарита добивается своей цели и обретает любимого. Любовь преодолевает всё.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.