При большой любви к изображению в своих произведениях персонажей либо положительных и симпатичных, либо отрицательных и вызывающих отвращение, Лев Толстой в огромной галерее образов романа-эпопеи «Война и мир» вывел и такой, который никак нельзя назвать положительным, но и стопроцентно отрицательным этот образ не является. Характеристика образа Долохова — это причудливая смесь разных качеств от таких, обладателю которых вроде и руки в приличном обществе не должны подать до вызывающих жалость и даже восхищение.
Содержание
Повеса с «двойным дном»
Читатель «Войны и мира» знакомится с Фёдором Долоховым в сцене, где он по время дружеской попойки, на спор выпивает бутылку рома, сидя на карнизе окна третьего этажа, рискуя упасть с большой высоты, что могло ему стоить как минимум здоровья, если ни жизни. В начале повествования Долохов — 25-летний офицер элитного Семёновского полка, отчаянный гуляка, повеса, бретёр. Со стороны может показаться, что Долохов совершенно безрассуден, начисто лишён инстинкта самосохранения, сострадания, абсолютно аморален, и к жизни относится исключительно потребительски.
Однако в «Войне и мире» это — своего рода «Доктор Джекилл и мистер Хайд», то есть — персонаж, совмещающий и в высшей степени благородные, и в высшей степени омерзительные черты. Долохов не гнушается водить дружбу с порочным Анатолем Курагиным. Он участвует во всех его безобразных выходках и втягивает в свои — ещё более безобразные, как бы желая, чтоб постоянно жаждущий развлечений не отличающий умом и силой воли молодой человек достиг предельных глубин падения. Правда, проблемы из-за этого возникают только у Долохова, например, с разжалованием после выходки с привязыванием квартального к спине медведя. Другие участники этой жестокой забавы, Пьер Безухов и Анатоль Курагин отделались, как говорится лёгким испугом (Безухова как человека штатского просто пожурили, Курагина спасли связи отца), а вот Долохов схлопотал за всех — его разжаловали из офицеров в рядовые. Впоследствии за геройское поведение в Шёнграбенском сражении он был восстановлен в офицерском звании.
Долохов — «мистер Хайд» — человек особый. Он кутит напропалую, понимая, что, будучи выходцем из обедневшего дворянского рода, обеспечит себе близость к знати, только став интересным ей. А наиболее простой способ вызвать такой интерес — быть бесшабашным кутилой. Это для Долохова — способ прикоснуться к красивой жизни. Ведь во время кутежей он фактически без счёта тратит деньги Анатоля Курагина.
Долохов — «доктор Джекилл» — это он в сценах с матерью, сестрой, Соней, отчасти — с Николаем Ростовым. Читателю предстаёт совсем другой человек — любящий, нежный, тонко чувствующий. Но таким этот персонаж бывает крайне редко. Долохов убежден, что для обретения хоть какого-то веса в обществе он должен быть иным, что добродетели — удел богатых и влиятельных людей. А он, не имея ни состояния, ни полезных связей, ценен исключительно как возмутитель спокойствия, человек, с которым не скучно.
Собственная «система координат»
Для Фёдора Долохова люди, которые богаче, родовитее, удачливее, не могут быть друзьями, даже если они относятся к нему хорошо, помогают. Людей, пребывающий волею обстоятельств в более выгодном положении, Долохов только использует и при возможности старается сделать им как можно больнее.
Приютившему его и помогавшему ему Пьеру Безухову отплатил тем, что, воспользовавшись ветреностью его супруги, Элен, соблазнил её, а потом ещё и сделал это поводом для принародного издевательства над Безуховым и неминуемого с его стороны вызова на дуэль. Притом, что прекрасно понимал, что с большой вероятностью может на этой дуэли убить Пьера. Но обстоятельства сложились иначе, и неумеха по части стрельбы Безухов ранил опытного военного Долохова. Но в 1812 году именно Долохов оказывается среди партизан, освободивших Безухова из французского плена.
Во время лечения от ранения на дуэли Долохов сдружился с Николаем Ростовым. Даже признавался ему, что для него по-настоящему существуют только те, кого он любит. Но как только Николай Ростов невольно встал на пути личного счастья Долохова, тот обыграл его в карты на огромную сумму, расстроил тем самым свадьбу молодого человека с Соней.
Вывод
Образ Долохов в романе «Война и мир» — средоточие противоречий, когда пронзительные любовь и нежность соседствуют с жутчайшим эгоизмом, а предельная подлость — с беспримерным геройством. Федор Долохов — хоть и второстепенный персонаж произведения, но его поступки оказывают сильнейшее влияние на развитие сюжетных линий главных персонажей.